«Город у мира на окраине»

История Норильска – самого северного в мире промышленного центра

Выбор места

О том, что в Норильских горах имеются огромные запасы различных природных ископаемых, было известно давно. Еще в XVII веке казаки из Мангазеи, первого русского города в Заполярье, ходили к ним, и находили там следы неглубоких залежей угля и металлов. В начале XVII века, в период расцвета Мангазеи, когда товары оттуда Северным морским путем доставлялись даже в Нидерланды и Англию, жители города соорудили огромный литейный двор, где перерабатывали сырье как раз из месторождений, расположенных в Норильских горах. Однако, в начале своего правления, царь Михаил Фёдорович, издает указ, согласно которому запрещалось посещать Мангазею морским путем. Причина была довольно банальна – царь не хотел, чтобы большое количество товаров отправлялись напрямую в Европу, не пройдя через таможни, на которых государство взимало пошлины. Постепенно город пришёл в упадок и к концу XVII века был окончательно забыт. Вместе с ним на долгие годы были забыты и Норильские горы, с их богатыми месторождениями полезных ископаемых.

Пути русских в Мангазею и на Енисей XVI-XVII вв. (bigpo.ru)

Вспомнили о них лишь в середине XIX века, когда русские промышленники вновь стали проникать на Крайний Север. Так, в конце столетия красноярский промышленник Киприян Михайлович Сотников создал неподалеку от современного Норильска плавильную печь, не учтя правда одного – слишком суровых климатических условий региона. В итоге, печь едва выплавив 3 тонны меди, лопнула из-за слишком большого перепада температур.

Но продвижение на север было уже не остановить. Указ XVII века уже к тому времени был отменен, а идея торговли с Европой по северному пути все чаще и чаще посещает головы сибирских промышленников. Поэтому разработка Норильских месторождений стала лишь вопросом времени. Мелкие экспедиции промышленников отправлялись в этот район на протяжении всего конца XIX века. Однако, ими так и не было придумано способа обработки руды в столь тяжелых погодных условиях, а транспортировка сырья вверх по Енисею была невыгодна. Именно поэтому разработку месторождений вновь отложили в долгий ящик.

И вот, в самый разгар Гражданской войны, в 1919 году, началась полноценная геологическая разведка месторождений под руководством геолога Николая Николаевича Урванцева. Экспедицию Урванцева снарядило правительство А.В. Колчака для поиска угля для судов Антанты. Результаты экспедиции были более чем оптимистичными. Геологи установили, что месторождения обладают огромными запасами полиметаллических руд и каменного угля. Участники экспедиции Урванцева построили деревянную избу, которую принято считать первым домом будущего Норильска. Сейчас в этом здании расположен местный краеведческий музей.

Изба Урванцева (norilskmuseum.ru)

Оазис в снежной пустыне

Имя будущему городу дала речка Норилка. А она в свою очередь получила его от поморского «норило» — так рыбаки именовали длинный тонкий шест, с помощью которого протягивали тетиву ставных сетей подо льдом от лунки к лунке. Норильскими стали звать и здешние горы, и месторождения, и в итоге горно-металлургический̆ комбинат, строительство которого началось в 1935 году.

1935 год в СССР – это самый разгар индустриализации, количество строящихся заводов колоссально. В стране с нуля создаются целые промышленные районы – Кузбасс, Донбасс и множество других. Но этого для молодой советской экономики было мало. Тут в Совнаркоме и вспомнили про богатства крайнего Севера. Но прежде необходимо было решить транспортную проблему – Норильские горы находятся за Полярным кругом, в 2000 км. от Красноярска и сухопутной дороги до них нет до сих пор. Доставка людей и грузов вначале могла осуществляться лишь двумя путями: по Енисею или через Северный морской путь.

К 1930-м годам попытки наладить регулярное сообщение по Севморпути возобновились. Всё изменило плавание Отто Шмидта, который в 1932 году, за одну навигацию, то есть без зимовки, на судне «Александр Сибиряков» прошел весь путь от Архангельска до Тихого океана. А уже в 1935 году было налажено грузовое плавание. Все эти плавания дали ясно понять, что в будущем можно будет наладить регулярное морское сообщение с городом.

Ледокольный пароход «Александр Сибряков» (fleetphoto.ru)

У правительства были очень большие планы на будущее Норильских гор и на новое горно-металлургическое предприятие. Поступили в духе той эпохи – Советом Народных Комисаров было поручено запустить его за четрыре года. Более того, строительство было возведено в разряд ударных, поэтому контроль за ходом работ был строжайшим.

После продолжительной подготовки, летом 1935 года из Красноярска в Дудинку, которая была ближайшим портом, вниз по Енисею, отправились первые суда с рабочими и всем необходимым для строительства оборудованием. С этого момента начинаются многочисленные проблемы - отсутствие дорог к месторождениям угля, нехватка транспорта для перевозки оборудования, нехватка электричества и необходимого количества жилья. Жилье если и было, то не отвечало климатическим условиям крайнего Севера. Сразу вместе с жильём стали возводить и шахты, чтобы не простаивало оборудование, которое, к тому же, было негде хранить на первых порах. В шахтах рабочие вручную вывозили породу и уголь, вагонетки везли на немногочисленных лошадях, иногда их толкали сами рабочие.

Норильская ТЭЦ. Из фондов Российского государственного архива экономики

В кратчайшие сроки была смонтирована электростанция, вся энергия с которой сразу же была направлена на производство, в то время как в домах и бараках люди использовали для освещения свечи. Также на территории будущего города была возведена исследовательская станция для изучения производства и строительства в условиях крайнего Севера. Именно от нее пошла первая улица Норильска — Горная.

Норильлаг

Возведение целого промышленного района в таких тяжёлых климатических условиях обещало быть невероятно сложным. Найти необходимое количество желающих было трудной задачей, к тому же по всей стране строились десятки промышленных комплексов и сотни заводов. Рабочих рук просто не хватало.

Выход нашли в духе времени – работы по возведению предприятия вели в основном заключенные Норильского исправительно-трудового лагеря, или, как его ещё звали, Норильлага. Несколько десятков его отделений были расположены неподалеку от Норильска, а также во многих других малонаселенных районах нынешнего Красноярского края. Точного количества работавших заключенных нет, но, по приблизительным данным, в Норильлаге постоянно находились 8-15 тысяч человек. Правда кроме заключенных, было некоторое количество вольнонаемных специалистов, в основном инженеры, шахтеры, врачи, которые ехали в Норильск со всей страны.

Ни о каком обеспечении жильем вольнонаемных рабочих речи и не велось. Заключенные сами строили себе бараки, и дома для наемных рабочих. Бараки были дощатые, холодные, обогревались с помощью буржуек. Барак состоял из четырех секций, в каждой из которых проживало по 40 человек. Вдоль стен были расположены нары, а посреди барака находился вытянутый стол, для приемов пищи. За едой ходили в специально оборудованный под кухню барак. Зимой, во время метели, из-за полного отсутствия видимости передвигались по натянутой веревке. Летом с водой проблем не было, а вот зимой ее топили из снега, что тоже приносило большие неудобства.

Бараки для заключенных возводили неподалеку от места строительства, для того чтобы они не замерзли на 50-градусном морозе. Сделано это было с той целью, чтобы заключенные могли быстро выходить на работу и на перерывы, которых из-за часто меняющихся погодных условий было много.

Для инженеров, в которых строящиеся предприятие нуждалось особо остро, бараки возводились отдельно, и условия там были немного, но лучше. Главным образом благодаря меньшему количеству секций в бараке и большему количеству буржуек.

Строения для проживания вольнонаемных рабочих были деревянными, по сути обычными пятистенниками, которые были оборудованы самыми простейшими удобствами, печным отоплением и водоразборными колонками на улицах. В таких условиях город возводился на протяжении трех лет.

После завершения строительства основных служебных зданий, производственных цехов и будущих домов для строителей, заключенные были возвращены в несколько лагерей, которые были расположены в отдалении от города, однако они по-прежнему работали на комбинате. Там они и содержались до 1953 года. Условия их содержания стали лучше, но не особо отличались от тех, что были им предоставлены на время строительства инфраструктуры Норильска.

Их стали лучше снабжать провизией, и расположили в бараках, рассчитанных на меньшее количество заключенных. Но, сразу после начала войны, снабжение лагеря почти прекратилось. А та еда, что поступала туда, не соответствовала никаким нормам, она почти не содержала в себе необходимых для работы человека витаминов. И это все при условии, что все заключенные вели тяжелую работу на лесоповале. Как итог такого отвратительного отношения властей — смерть более 14 тысяч человек за время существования лагеря.

Докладная записка начальника Тюремного управления МВД СССР М.В. Кузнецова заместителю министра внутренних дел СССР И.А. Серову об обстановке в Горном лагере (История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов. Собрание документов в 7 томах. Том 6. Восстания, бунты и забастовки заключенных. С. 322.»)

В 1953 году восстали заключенные Горлага, одного из подразделений Норильлага. Главной причиной восстания стала смерть Иосифа Сталина, и последовавшая за ней амнистия, которая обошла стороной Горлаг. Ими был составлен список требований, в котором главными требованиями были – сокращение рабочего дня с 11 до 8 часов, выплата заработанных заключенными денег и улучшение условий содержания и медицинского обслуживания. В этих событиях приняло участие, по разным оценкам, от 25 до 30 тысяч заключенных. Однако власти посчитали это все саботажем, и спустя два месяца было поручено жёстко подавить выступления. Было убито более 400 заключенных, и это несмотря на мирный характер протеста. Однако главного заключенные добились – лагерь был закрыт.

За 20 лет существования лагеря, в его ворота вошли более 100 тысяч человек, многие из них там и остались… В числе сидельцев было множество деятелей культуры, спорта, науки. Там бывали и этнограф Лев Николаевич Гумилев, и советский астрофизик Николай Александрович Козырев, и исследователь Арктики и геолог Николай Николаевич Урванцев, и заслуженный тренер СССР по плаванию Валерий Владимирович Буре.

Новый город

Вероятно, первоначальный план застройки 1940 года. (norilskmuseum.ru)

Ударный подход к строительству имел ещё один недостаток. На третий год возведения план города так и не был разработан, его верстку закончили лишь в 1940 году. В плане были отображены предприятия города, жилые строения, школы, больницы. Все расчеты производились на 32 000 жителей. Однако, реальность довольно быстро внесла в него коррективы. С 1939 по 1959 год население города выросло с 13 до 110 тысяч человек.

Проектировщики не рассчитывали на столь стремительный рост населения. Какое-то время город строился по старому плану. Первый многоквартирный многоэтажный дом был возведен к 1942 году. К 1946-му году были возведены четыре клуба и театр, две школы, семь больниц, три столовые, две библиотеки.

Однако, и данный вид города не был окончательным. После войны, уже в начале пятидесятых, начали строительство нового Норильска на восточном берегу озера Долгого. За несколько лет в новый город перекочевала вся коммунальная инфраструктура. Сейчас от старого города остался только один никелевый завод.

Борьба со снежными завалами на Норильской железной дороге (gazetazp.ru)

Уже к началу 1940-х годов, в городе работал Норильский горно-металлургический комбинат им. А. П. Завенягина (сейчас – Норникель), который был и остаётся градообразующим предприятием. Комбинат уникален – ничего подобного в Заполярье не имеет ни одна страна в мире. Завод постоянно строился и расширялся, наращивал выпуск продукции. Не помешала даже война, наоборот, государство крайне нуждалось в продукции комбината. Менее чем за 10 лет город стал ведущим производителем никеля не только в стране, но и в мире. Кроме никеля в городе в больших количествах производятся кобальт и медь. Но вслед за сообщениями о расширении завода стали появляться и тревожные новости – из-за наращивания производства в воздух выбрасывалось все большее количество вредных веществ. Норильск быстро вошёл в список самых загрязнённых городов мира.

Ким против вечной мерзлоты

Первое время, многоэтажки в городе возводили на каменных породах Сделано это было для того, чтобы фундамент не «поехал» во время оттепели, когда верхний слой северной мерзлоты слегка подтаивает. Но подобный способ строительства был крайне неудобен. Перед началом строительства нужно было провести тщательную разведку почвы, любой неверный расчет был фатальным, дом просто обваливался. А на карте города появлялось множество пустырей, непригодных для строительства.

Попытки решить эту проблему предпринимались давно, вмешалась даже Академия наук СССР. Однако решение нашел далеко не академик. Разработал его, инженер с крайне подходящей для города фамилией, Федор Холодный. Он придумал ставить дома на свайный фундамент, чем исключался непосредственный контакт дома с верхним слоем почвы. Придуман данный способ им был еще в 1937 году, во время возведения Норильского кирпичного завода №1.

Ст. Норильск Первой Заполярной железной дороги (1936 г.). Из фондов Российского государственного архива экономики

Но способ Холодного не был лишен изъянов, и требовал усовершенствования. Способ доработал в 1959 году Михаил Ким, занимавший должность начальника мерзлотной станции и начальника отдела изысканий проектной конторы Норильского комбината. К слову, Ким был бывшим заключенным ГУЛАГа. Он проделал огромную научную работу и предложил размещать сваи в скважинах, выдолбленных в мерзлоте, а не оттаивать грунт, как это делалось до этого. За счет данного нововведения, трудоемкость процесса была снижена в десять, а его стоимость в два раза. Уже с середины 1960-х годов дома возводились исключительно на свайных полях.

Зависимый город

На сегодняшний день, одной из главных проблем Норильска, как и многих других северных городов, является его обеспечение товарами первой необходимости. Для этого, еще в начале 1930-х годов, была разработана соответствующая программа, которая получила название «Северный завоз». Связанно это с тем, что в городе не подходящие условия для производства товаров первой необходимости. В Норильск завоз, в основном, осуществляется воздушным транспортом, но иногда, прибегают и к использованию Северного морского пути.

Поначалу использовались гидропланы, которые садились на поверхности озера Долгое, у которого стоит сам город. К 1945 году был построен аэропорт «Надежда» на некотором удалении от города. Ныне он называется «Алыкель» и через него осуществляется связь с Большой землёй.

Помимо аэропорта, важным транспортным узлом Норильска является порт Дудинка, в 100 км. от города, на правом берегу Енисея. Порт двойного назначения – и морской, и речной, через него вывозится вся продукция норильской промышленности. Для оперативного сообщения города с портом практически одновременно стали строить узкоколейную железную дорогу. Закончили её строительство в 1937 году, и она до сих пор является одной из самых северных железных дорог в мире. Со временем дорогу перевели на широкую колею и полностью электрифицировали.

Центральный проспект Норильска, 1960-е

Норильск культурный

Однако, жизнь города на промышленности и борьбе с экологическими проблемами не заканчивается. Напротив, когда вокруг тебя область, где зима восемь месяцев в году, а за окном минус 50 градусов, людям ничего не остается, кроме как развиваться культурно.

Тюремная фотография Георгия Жжёнова (wabi-sabi.ru)

Именно в Норильске находится знаменитый Заполярный театр драмы, который на данный момент является самым северным театром в мире. После войны в нем работал легендарный артист Иннокентий Смоктуновский, прослужил он в данном театре вплоть до 1951 года. В это же время на одной сцене с ним играл и Георгий Жженов. Он был заключенным «Норильлага». Оба сыграли огромную роль в советском кинематографе. Сегодня Заполярный театр имени Маяковского по праву считается культурным центром Норильска, а его труппа — одним из лучших творческих коллективов России.

Норильский Заполярный театр драмы имени Владимира Маяковского (prosvetcult.ru)

Кроме того, в Норильске находится довольно неплохая художественная галерея, которую открыли в 1978 году, как филиал красноярской галереи Сурикова. Однако, довольно скоро она становится самостоятельным музеем, расширив свою коллекцию, и теперь располагает большим фондом произведений сибирских художников ХХ века.

Город сегодня

Сейчас в городе на постоянной основе проживает более 150 000 человек. Еще около 30-40 тысяч проживают вахтовым методом. Второй по численности населения в Заполярье, уступает Норильск лишь Мурманску, в котором проживает более 300 000 человек.

Главным предприятием Норильска является «Норильский никель», или «Норникель». На данный момент это самая крупная в России, и одна из крупнейших в мире компаний по производству драгоценных и цветных металлов. На долю данного предприятия приходится более 20% от мирового производства никеля, 20% платины, 50% палладия, более 10% кобальта и 3% меди. На внутреннем рынке на долю Норникеля приходится около 96% всего производимого в стране никеля, 55% меди, 95% кобальта. «Норильский никель» является одной из ведущих промышленных компаний России, об этом наглядно говорит доля в 4,3% от всего российского экспорта. Кроме того, доля компании в ВВП страны составляет 2%. Более чем колоссальные цифры для предприятия, расположенного в городе с переменным населением в 180 000 человек.

Правда есть у медали и обратная сторона. В случае с Норильском это экологическая обстановка. По данным международных экологических организаций, проводивших исследования более чем 300-х крупных городах России, Норильск входит в пятерку самых нежелательных для жизни.

История Норильска – это история постоянной борьбы с природой и причём борьбы успешной. Норильск и его жители – это живой пример могущества человека и самоотверженного героического труда, смекалки и полёта инженерной мысли. Почти всему, что находится в городе с полной уверенностью можно дать приставку «самый северный»: самый северный театр, самая северная железная дорога, самый северный промышленный комбинат. Список можно продолжать. Но при всем этом, Норильск – это точно такой же город, где живут самые простые люди, которые не в самых простых условиях приносят огромную пользу экономике России и по сегодняшний день.

  • Автор статьи: Н. Романов

Что почитать:

    

1. «От Мангазеи до Норильска. 30 историй Заполярья» / под ред. И. Попова, М.: Рипол Классик, 2017. – 370 с.

2. Норильск – город у мира на окраине. М., 1985

3.Урванцев Н.Н. Открытие Норильска. М., 1981

Всё для победы!

22 июня 1941 года Германия прорвала границу СССР. Наступающая армия уничтожала города и села, гибли сотни и тысячи людей. Для граждан, оказавшихся ...

Хан и атаман. Ермак Тимофеевич

Последние двадцать лет XVI века в истории сибирского региона эпохальны. Ход его истории резко и круто изменил поход небольшой казачьей...