Дело «сибирских сепаратистов»

Сибирское областничество: истоки, личности, дела.

Осенью 1865 года по Сибири прокатилась волна арестов по делу «Общества независимой Сибири». Представителей этой организации сейчас мы знаем под названием «областники». Это были молодые интеллигенты, которые ратовали за признание особости Сибири и ее народа.

Зародившись в студенческой среде, идеи областничества не оставляли в покое умы людей, и долгое время благотворно влияли на сибирский край. Благодаря внедрению их в общественную жизнь, в Сибири стремительно развивались наука, искусство и просвещение. Интеллигентское по своей сути движение было подхвачено деятелями многих городов России. Среди них были Санкт-Петербург, Казань, Иркутск, Омск, Томск, Красноярск, Чита, Благовещенск, Хабаровск.

Сибирь в составе Российской Империи – оценка областников

Многонациональная Сибирь с множеством местных культур и особенностей даже к началу XX века оставалась особой территорией в составе Российской Империи.

Областники считали Сибирь колонией России, прошедшей путь от «соболиной» и «золотопромышленной» до земледельческой. Огромные богатства территории, ресурсы земли и их эксплуатация принадлежали государству. Долгое время всякая хозяйственная инициатива в регионе подавлялась исключительным правом земельного владения Кабинета Его Императорского Величества. Ему в Сибири принадлежало почти 68 млн. гектар богатых земель, и чтобы вести на ней какие-нибудь дела, необходимо было разрешение от петербургских чиновников. «Кабинет» придерживался аграрно-сырьевого характера развития региона. Проще говоря, схема сибирского дохода выглядела так: возделывание земли, сбор урожая – вывоз; простейшая переработка сырья – вывоз. Такой подход не мог привести к процветанию края.

Кроме того, сибирский регион был плохо включен в рыночные отношения с остальной Россией. Монополия государства в сфере торговли в регионе выражалась в зависимости крупных сибирских купцов от государственных заказов. Областники долгое время надеялись на то, что именно купечество постепенно превратится в буржуазию по типу американской и станет лидером в организации жизни в Сибири на новых началах. Однако надежда эта не оправдалась, потому что ограниченность, корыстолюбие и зависимость сибирского купечества от местной администрации все чаще становились правилом, нежели исключением.

Зачастую в местных управленческих структурах высшего уровня работали выходцы из Европейской России. Эти люди не знали интересов местного населения и не считались с ними, порой рассматривали службу в Сибири как способ личного обогащения. Злоупотребления властей порождали конфликты с населением. Их было настолько много, что в 1819 году сибирского генерал-губернатора Ивана Пестеля отправили под суд и назначили нового – Михаила Сперанского. Близкий к областникам историк Всеволод Вагин так писал об этом событии: «Даже сам Сперанский считал себя посланником Провидения, видя всю громадность зла, которое ему надлежало исправить…».

Население региона было ограничено в гражданских правах по сравнению с жителями центральных губерний. В регионе были слабо развиты такие важные сферы как образование, культура и наука. Университетов не было. Молодые люди подавались получать образование в европейскую Россию. Формирование местной интеллигенции в таких условиях было серьезно затруднено.

Работа ссыльно-каторжных на Зерентуйской каторге в Забайкалье Фото А.С. Кузнецова из альбома «Типы и виды Нерчинской каторги» 1891 г. (Из фондов Российской национальной библиотеки).

Нельзя забывать и о характере заселения Сибири. Преимущество отдавалось «штрафной» колонизации. В Сибирь ссылали всех «провинившихся»: воров, преступников, убийц и обвиненных в менее тяжких преступлениях. Подавляющую часть этапированных составляли те, кто по приговорам сельских обществ был сослан в регион «за порочное поведение». В 70-е гг. ХIХ в. на 4 млн. местных жителей приходилось 0,5 млн. каторжан и ссыльнопоселенцев. Это обстоятельство напрямую воздействовало на атмосферу, в которой приходилось жить местному населению.

Среди комплекса вопросов о положении народа в Сибири, областники особо выделяли «инородческий вопрос». Больше всего камней летело в пресловутую христианизацию коренного населения. Областники выражали свое искреннее негодование по отношению к принудительным, «полицейским» методам ее проведения. По их мнению, таким образом нельзя было приобщить малые народы к оседлости и гражданской культуре. И уж точно, избивая язычников, нельзя было добиться благожелательности с их стороны. Меры государства лишь усугубляли раздор. А поддержка местных народов была крайне нужна для формирования обновленного и грамотного населения Сибири.

Такое положение дел в регионе беспокоило многих. «Как изменить это?»; «Как сделать Сибирь равной остальной России?»; «На что в первую очередь нужно обратить внимание?». Эти вопросы стали подниматься на собраниях неравнодушных сибиряков, которые и составили движение областничества.

Григорий Потанин и Николай Ядринцев

Как ни странно, движение сибирского областничества зародилось не в Сибири. В конце 1850-х гг. в Петербурге образуется землячество студентов из Сибири. Собираясь раз в неделю на квартире у одного из своих соратников, Николая Щукина, они начали обсуждать насущные вопросы сибирской жизни в русле либеральных идей, которые тогда вошли в моду. Тогда же они приобрели первый литературный опыт, некоторые участвовали в студенческих волнениях.

Флаг Сибирского студенческого землячества, основателем и лидером которого был Г. Потанин. Впоследствии – флаг «независимой Сибири».

Почти сразу среди земляков стали выделяться Григорий Потанин, принадлежавший к старинному сибирскому казачьему роду, и Николай Ядринцев, сын сибирского купца и бывшей крепостной крестьянки. Они-то и определили направление деятельности областничества.

Судьбы этих людей во многом похожи. И Г.Н. Потанин, и Н.М. Ядринцев получили образование в Петербурге, занимались научной и просветительской деятельностью. Самым важным сходством в их позиции можно назвать «сибирский патриотизм». Они не желали видеть родной край сырьевым придатком империи и местом ссылки заключенных. Все благородные стремления этих деятелей определяла мечта о справедливом перераспределении финансов между окраиной и остальной Россией. Они ратовали за развитие промышленности, торговли, улучшение жизни инородцев и культурное преобразование края.

С желанием «поднять Сибирь с колен», в 1863 году Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев возвращаются на малую родину. С группой единомышленников они посещают отдаленные уголки Сибири и познают народную жизнь. Пытаясь пробудить сибирские общественные силы, молодые интеллигенты выступают с лекциями – просвещают провинцию. Кроме того, занимаются активной публицистической деятельностью. В этом деле большую помощь им оказывают другие деятели областничества. Например, Петр Головачев, историк и исследователь Сибири, сотрудничает с газетами «Сибирская жизнь», «Восточное обозрение» и «Тобольские губернские ведомости». Александр Адрианов, занимаясь ботаникой, исследуя археологию и этнографию региона, публикуется в «Сибирской газете» и газете «Сибирь».

В ходе своей деятельности областники загораются идеей создания в Сибири собственного университета, который был бы «центром интеллектуальной жизни громадного края». Агитируют за всестороннее изучение Сибири и первыми подают пример подобной деятельности. Перечисление всех научных открытий и исследований областников достойно отдельной статьи. Некоторые областники выдвигают лозунг отделения Сибири от остальной России и переустройства её по американскому образцу.

«Дальше Сибири - сошлют»

Спустя два года после того, как областники развернули свою деятельность в Сибири, власть начала понимать опасность, которую таило в себе движение. На западе империи бушевало польское восстание, в США шла гражданская война между Севером и Югом. На фоне этих событий люди, говорящие о какой-то особости своей территории и народа, не могли остаться без внимания правительства.

Арест пропагандиста - Илья Ефимович Репин. 1880 – 1889, 1892. (Wikimedia Commons)

Начались аресты. Были задержаны многие представители интеллигенции, как принадлежавшие к движению областников, так и ему «сочувствующие». Они обвинялись в сепаратистской деятельности – в подготовке отделения Сибири от остальной России. Кроме того, в вину им ставилась подготовка к созданию в Сибири республики.

Поводом для задержания многих областников и сочувствующих послужила листовка-воззвание, найденная у одного из воспитанников Омского кадетского корпуса 21 мая 1865 года. В листовке, которая называлась «Патриотам Сибири», излагались в сжатом виде основные идеи областников, включая идею независимости региона. Начальство корпуса серьёзно отнеслось к находке и доложило генерал-губернатору. Быстро выяснили, что провинившийся курсант рано пристрастился к табаку, искал бумагу для папирос в столе старшего брата, там и нашёл листовку. На квартире у брата провели обыск и нашли запрещённую литературу и переписку с Г.Н. Потаниным и ещё одним участником движения, А. Шайтановым. В письмах программа областников излагалась подробнее. Более того, так как переписка носила личный характер, её участники позволяли себе более откровенные, чем на публике, высказывания. Например, говорили об агитации среди казаков, неодобрительно отзывались о членах императорской семьи, что в ту пору считалось тяжким преступлением. А также упоминали и других своих единомышленников – большая удача для следователей. Из Омска в другие города Сибири полетели шифрованные телеграммы.

Арестовано было более 40 человек. Часть из них успели уничтожить улики, но это их не спасло. Обвиняемых поместили в Омскую крепость на время следствия с суда. Ждать пришлось долго, разбирательство затянулось на 2,5 года. На допросах Григорий Потанин брал всю вину на себя, за что, впоследствии, и получил более тяжёлое наказание.

Если заглянуть в труды Г.Н. Потанина, Н.М. Ядринцева, С.С. Шашкова, Н.И. Наумова и исследовать труды современных историков областничества, то станет ясно, что «оппозиционности» там крайне мало. Все строилось на позитивных и созидательных началах. Идеи областников предназначались, в первую очередь, для сибирской интеллигенции, дабы объединить её для службы родному краю.

Маковский В.Е. Осуждённый 1879 г. (Wikimedia Commons)

Суд вынес обвинительный приговор. Потанин, Ядринцев, Шашков и Щукин обвинялись в «злонамеренных действиях… направленных к ниспровержению существующего в Сибири порядка управления и к отделению её от Империи». Всем остальным, в зависимости от добытых улик, инкриминировалось знакомство и сочувствие этим замыслам, переписывание прокламаций, хранение запрещённых сочинений, неодобрительные отзывы об особах царствующего дома и уклонение от дачи показаний.

Самый большой срок получил Григорий Потанин. По приговору суда он должен был отбывать заключение в Свеаборгской крепости с последующей ссылкой. Николай Ядринцев отправился по этапу в Архангельскую губернию – в уездный городок Шенкурск. Шайтанов, Щукин и ещё четыре человека последовали за Ядринцевым. Вот как позднее он сам опишет положение областников: «Кажется, единственный случай, когда Сибирь была признана чьим-то отечеством, и из него нужно было выдворить…». Остальных освободили за отсутствием улик.

Вдали от дома

Получив наказание, многие областники постепенно утратили оппозиционный пыл. Их выслали в отдаленные уезды Архангельской и Вологодской губерний. Прежние идеалы все больше поглощал пессимизм во взглядах на будущее Сибири. Но отдельные личности старались с максимальной пользой провести время своего заточения.

Николай Ядринцев благодаря своей открытости и любви к простым людям сразу стал душой колонии ссыльных. Будучи образованным человеком, он смог увлечь людей дружескими беседами, дискуссиями на острые темы. Говорят, что он даже участвовал в постановке любительских спектаклей. Все это помогло ему глубже познать жизнь простого народа, от лица которого он выступал. Как говорил сам Ядринцев: «Север напомнил мне Сибирь по народу и нравам», ведь там тоже жили свободные крестьяне, в культуре которых много общего с сибиряками. Это и материальная, и духовная культура, и особенности быта и языка.

Труды Н.М. Ядринцева (knigant.ru)
Труды Н.М. Ядринцева (knigant.ru)

Не забывал Ядринцев и о своей профессиональной деятельности. Он активно публиковал свои статьи в «Камско-Волжской газете» и петербургском журнале «Дело». Они были посвящены истории европейских колоний, теории и практике федерализма, русской ссылке. Самыми важными трудами, написанными Ядринцевым в ссылке, стали «Русская община в тюрьме и ссылке» и «Сибирь как колония».

Григорию Потанину досталось больше всех. В Омском остроге он был подвергнут гражданской казни и затем кочевал с одной каторги на другую, поэтому заниматься написанием трудов ему было некогда. Его активная научная деятельность продолжилась лишь после 1874 года, когда он был амнистирован и перебрался в Томск. Последний период жизни этого замечательного общественного деятеля называют «томским».

Свеаборгская крепость, в которой отбывал заключение Г. Потанин. Современный вид. (fotokto.ru)

В ходе экспедиций Г.Н. Потанин собрал множество материалов о культуре, быте, народном творчестве и эпосе народов Сибири, приложил много усилий к развитию культуры в крае, участвуя во многих культурно-просветительских мероприятиях. Он возглавлял Совет Общества попечения о начальном образовании, организовывал сибирский студенческий кружок, Томское общество изучения Сибири. Помимо этого, он вплотную занимался разработкой проекта Томского научно-художественного музея Сибири. В политическом плане его усилия были связаны с выступлениями за создание Сибирской областной думы уже в начале XX века.

Г.Н. Потанин за рабочим столом (www.booksite.ru)

Бунтарская пора

XX век, с началом которого революционные идеи все больше входили в жизнь страны, был окончанием «классического» периода областничества. Областники пытаются идти в политику.

Во время первой российской революции 1905-1907 гг. областники выступали как надпартийное образование, выражавшее интересы всего населения Сибири. К февралю 1917 г. на основе идеи о создании Сибирской областной думы в регионе сложился блок политических организаций, сплоченный областническими лозунгами. Помимо областников туда входили эсеры и либералы.

Выступая с либеральных позиций, областники выдвигали положения об ускорении капиталистического развития Сибири, открытии порто-франко в устьях Оби и Енисея, введении «нового способа хозяйствования» на основе кооперации. К этому времени областники – это небольшая часть интеллигенции, не особенно популярная среди основного населения Сибири.

Несмотря на то, что впоследствии к областникам примкнули видные представители интеллигенции, других политических партий и движений, четкой программы развития выработать не удается. Основным лозунгом остается требование автономии региона.

Областники проводили различные съезды, форумы и собрания с целью создать Сибирскую областную думу, которая пользовалась бы всей полнотой власти в регионе. Учредить СОД удается в августе 1917 года на конференции в Томске. Там же принимается постановление «Об автономном устройстве Сибири» с правом самоопределения областей и национальностей. Утверждается бело-зеленый флаг Сибири. В идеале областники планировали превратить саму Сибирь в федерацию. 8 октября открылся I Сибирский областной съезд. Он постановил, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров. Предусматривалась возможность преобразовать саму Сибирь в федерацию. Однако политический вес областников стремительно опускается до нуля. В стране действуют более серьезные и сплоченные силы.

Члены Временного сибирского правительства (Wikimedia Commons)

Зимой-весной 1918 года ряд областников принял участие в подготовке антибольшевистского восстания в Сибири и вошёл во Временное Сибирское правительство, принявшее ряд деклараций областнического характера. В дальнейшем некоторые из них (П. В. Вологодский, И.И. Серебренников) сотрудничали с Александром Колчаком, а после установления Советской власти в Сибири бежали за границу. Само же движение, по сути, уходит с политической арены. Некоторые деятели эмигрируют за границу, где продолжают вести публицистическую деятельность, которая, однако, уже не играет какой-либо роли в условиях становления советской власти.

Могила Н.М. Ядринцева в Барнауле (staslandia.ru)

***

Как отмечали исследователи, областники «в дебри высокой политики не забирались». Вся их деятельность носила агитационный и просветительский характер. Интеллигенты, не склонные к решительным мерам и уж, тем более, к политической борьбе, были, скорее, «сибирефилами». Областники любили свой край, были его патриотами и хотели лучшего для его населения. Выступая за всестороннее развитие сибирского региона, они активизировали многие общественные силы. За 10 лет (с 1878 по 1888 гг.) в Сибири воплотился в жизнь проект создания университета. Это был Сибирский Императорский университет, позже переименованный в Томский университет. И это, пожалуй, главное, что удалось добиться движению областников – донести до власть держащих в России мысль, сказанную когда-то Ломоносовым: «Российское могущество прирастать будет Сибирью…».

  • Автор статьи: И. Бабюк

Что почитать:

    

1. Сибирское областничество // Историческая энциклопедия Сибири (2009)

2. Рахимжанова Г. Х. Особенности исторического развития Сибири в оценке ГН Потанина //Известия Алтайского государственного университета. – 2012. – №. 4-1 (76).

3. Ремнев А.В. Западные истоки сибирского областничества // Русская эмиграция до 1917 года — лаборатория либеральной и революционной мысли. СПб., 1997. С. 142–156.

4. Головинов А. В. Идеология сибирского областничества: синтез политической программы и культурной платформы //Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2012. – №. 3 (19).

5. Николай Ядринцев: патриот русской провинции // Центр Льва Гумилёва http://www.gumilev-center.ru/nikolajj-yadrincev-patriot-russkojj-provincii/

6. Шевцов В.В. «Томские губернские ведомости» в деле «сибирских сепаратистов» (1863–1865 г.) // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск: Изд–во СО РАН, 2010. № 2. С. 88–91.

7. Малинов А. В. Философия и идеология областничества. Санкт-Петербург, 2012.

8. Дамешек И. Л. и др. Сибирь в составе Российской империи. – 2007.

«Дальше Сибири не сошлют…»

Как известно, пенитенциарная система России оказала серьезное влияние на русскую культуру. В целом – в рамках привнесения определенных культурных ...

«Поселенец, что младенец — на что взглянет, то и стянет»

Московско-Сибирский тракт полтора века служил главным ссыльным трактом страны. Тракт развивался и обустраивался, в Сибири даже появился...